0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подблюдные гадания тексты

Подблюдные гадания

Подблюдные гадания – самые интересные святочные гадания, которые обычно приурочивались к Васильеву вечеру. Название образовано от слова «блюдо» – этот предмет был обязательным атрибутом ритуала. В некоторых областях России такие гадания называли «илея» («илия») – это слово употреблялось в припевах подблюдных песен, которыми сопровождался обряд.

Начинались подблюдные гадания с наступлением темноты в избе, выбранной гадающими. В ритуале могли принимать участие как только девушки, так и молодые люди обоего пола. Иногда на такие обряды собирались почти все жители деревни.

Для гадания чаще всего брали блюдо, но это могли быть также чаша или сосуд, решето, шапка.

В него каждый участник клал украшение – колечко, сережку, брошку, запонку и т. д. Если никаких украшений у человека не было, он мог положить наперсток, пуговицу или мундштук (если это был мужчина).

Сбор предметов обычно сопровождался песнями, адресованными представителям разных половозрастных групп, присутствующих при гадании.

Например, для девушки исполняли такую песню:

Вился, вился соловей,

Да привился молодой (имя девушки).

Она меня подарит

С буйной главы венчиком,

С правой ручки перстеньком[8].

Когда все предметы были собраны, блюдо накрывали салфеткой, платком, скатертью. Сверху (или под ткань) клали кусочки хлеба, соль или уголь. Затем пели песню, славившую хлеб:

Мы не песню поем,

Хлебу честь отдаем.

Кому эта песенка

Тому жить бы богато,

Песни, в которых благословлялся хлеб, были своего рода заговором, направленным на благополучие всех, кто присутствовал при гадании. Иногда в песнях, которыми начинался гадальный ритуал, славили хозяина дома или кого-то из девушек.

Затем хлеб делили между присутствующими. Девушки прятали его в карман или рукав, чтобы потом положить под подушку и увидеть вещий сон.

Разделив хлеб, начинали гадание: пели короткую песенку, в которой отражалась та или иная судьба (свадьба, богатство, болезнь и др.). Блюдо встряхивали, и в момент произнесения каждой строки песни один из присутствующих брал из-под платка или салфетки попавшийся под руку предмет. Тот, кому принадлежало украшение, принимал свою судьбу. Если слова были непонятны, их растолковывали самые опытные участники гадания.

Иногда предметы вынимали из сосуда с водой, в таком случае исполняющий песню просто перемешивал их рукой и вытаскивал то, что попадется.

Когда в блюде оставалось всего одно украшение, песню не пели. Причем в одних областях считалось, что девушку, которой принадлежит предмет, ждет замужество, а в других полагали, что именно она останется одинокой.

В ряде деревень последнему участнику пели свадебную песню, а его кольцо, взятое с блюда, пускали по полу и следили, куда оно покатится. Если кольцо катилось к порогу, девушке предрекали скорую свадьбу, а парню дорогу.

Блюдо в подблюдных гаданиях играло роль границы, соединявшей мир живых с миром духов. Если в сосуд, используемый в обряде, наливали воду, она должна была быть принесена из проруби или колодца – канала, соединявшего людей с потусторонними сферами. Прежде чем добавить свое украшение, каждый участник делал им крестообразное движение по краю сосуда.

В качестве современного варианта подблюдных гаданий можно провести такой ритуал. Выложить на блюдо разные предметы по числу участников, накрыть платком и встряхнуть.

Затем один из участников, не глядя, должен вынимать предметы из-под платка, в то время как другой, не зная, что именно он вытаскивает, – называть имена присутствующих. Тот, кому, например, достанется монета, в наступившем году разбогатеет; получивший ключ улучшит свои жилищные условия.

Если кому-то досталось кольцо, он должен будет пустить его по полу, чтобы посмотреть, покатится ли оно к двери и стоит ли ожидать свадьбы или дороги.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Подблюдные гадания тексты

Подблюдные песни входили в круг гаданий и свое название получили от типа гадания. Гадающие, стремясь узнать, что их ждет в наступающем году, собирались вместе, брали блюдо или большую чашку (суповую), клали в нее, снимая с себя, кольца (или другие украшения), наливали чашку водой и покрывали платком. Хор пел песни, а кто-либо один, не глядя, вынимал из чашки положенные туда предметы; чью вещь вынимали, к тому и относили содержание песни.

Пение подблюдных песен начинали со «славы хлебу».

Хлебу да соли долог век, слава!

Государю нашему доле того, слава!

Государь наш не стареется, слава! Его добрые кони не ездятся, слава! Его цветное платье не носится, слава! Его верные слуги не стареюгся, слава!

Прославление хлеба насущного в подблюдных песнях тесно связано с почтительным отношением к зерну и хлебу как к основным продуктам питания, при наличии которых голод невозможен. Из этого возникают и запреты небрежно обращаться с ним (например, бросать его на пол, на землю), и обряды, связанные с ним, использование его для гаданий. Хлеб •—символ благополучия, счастья, богатства. Образ хлеба (хлебных злаков, снопов, теста, каравая, посуды для замешивания теста и т. п.) наряду с образом золота (казны, денег и т. п.) типичен и для подблюдных песен, которые разрабатывали темы богатства, прибыли, удачи в хозяйстве и личной судьбе человека. Так, увеличение богатства предрекала широко распространенная подблюдная песня:

Растворю я квашонку на донышке, Я поставлю квашонку на столбичке, Подымайся, тесто, в квашонке, Ты взойди-ко, тесто, с краями вровень, С краями вровень, еще сверху того!

Благополучие в доме сулила песня:

Мышь по горнице бежит, Каравай в дом тащит.

Стоит на поле одонья ржи, Одонья ржи, зерна полна, Хлеба в закрома пошли.

Образ золота также означал богатство. Такова, например, известная подблюдная песня:

У Спаса в Чигасах за Яузою , слава!

Живут мужики богатые, слава!

Гребут золото лопатами, слава!

Чисто серебро лукошками, слава!

Приведенные образцы подблюдных песен предсказывали богатство, благополучие, удачу, урожай. Наряду с ними исполняли песни о возможном несчастье: смерти, каком-либо бедствии, рекрутчине, службе на чужбине и т. п. О несчастье в доме говорит песня:

Села ворона на матицу Каркала ворона во всю голову. В тому дому Не быть добру.

Группа подблюдных песен о личной судьбе человека широко использует символику образов свадебного обряда и поэзии или рисует реалистическую картину сватовства, счастливой жизни. Такова подблюдная:

Пришла корысть на двор, слава!

Корысть на двор, женихи за стол, слава!

Сватовство же предсказывала песня:

Сей, мать, мучицу, пеки пироги. К тебе будут гости, ко мне женихи.

Очень многие подблюдные песни имеют форму загадок, а иногда и полностью повторяют их. Такова, например, подблюдная, предсказывающая смерть (гроб), совпадающая с загадкой:

Стоит корыто, корытом покрыто, — Кому станется, тому сбудется.

Такова песня, использующая типичный в загадках образ дороги- полотенца:

Полотенце далеко расстилается, — Кому станется, тому сбудется.

Использование аллегорических вопросов и образов загадок в отдельных случаях приводит к варьированию истолкования смысла исполняемых подблюдных песен. Огромное же большинство текстов имело постоянный, совершенно определенный смысл, ясный для участников подблюдного гадания.

Читать еще:  Стрелец мужчина в постели гороскоп

Поэтические образы большинства подблюдных песен возникают на основе конкретных представлений об источниках благополучия крестьянского хозяйства как реалистическое описание желаемого события. В отдельных песнях образ связан с суеверными представлениями, жившими в сознании человека феодально-крепостнической России. Но нет ни одного образа, который не имел бы органических связей с экономикой и сознанием трудового населения.

Термин «коляда», так же как самое название обряда «колядование», по своему происхождению связан с годовым счетом времени — календарем. Пением коляды и обрядом колядования начинали год. Эта терминология является общей у всех славянских народов («коленда» и т. д.), что свидетельствует о древности обычая новогодних пожеланий. Помимо общеславянской терминологии, в обозначении новогодних песен есть термины национальные (например, у русских «овсень»). Обряд колядования у русских, зафиксированный записями XIX в., сохранил основные черты, которые отмечали еще запретные документы в XVI—XVII вв.

Основной, древний тип русского колядования сохранился в среднерусских и поволжских районах.

Новогодняя песнь, исполняемая во время обряда, называется «овсень»; это наименование связано с древнерусским названием января «просинец». Это — заклинательная песня, исполнявшаяся во время зимнего возрождения солнца. Овсе- нями величали семью, желали ей богатства и благополучия и требовали награду за эти пожелания. Требование награды за предсказание удачи семье во многих случаях пелось как отдельная овсеневая песня. Характерный тип величальной колядки- овсеня следующий:

Пришла коляда накануне Рождества; Мы ходили, мы искали коляду святую По всем дворам, по проулочкам. Нашли коляду у Петрова-то двора; Петров-то двор — железной тын: Середи двора три терема стоят, Во первом терему светел месяц, В другом терему красно солнце, А в третьем терему частые звезды: Светел месяц Петр сударь, свет Иванович; Красно солнце Анна Кириловна; Частые звезды — то дети их. Здравствуй хозяин с хозяюшкой На долги веки, на многие лета!

Пожелание, заключающее песню, часто заменялось требованием подаяния. Например:

Вы скажите, прикажите, Не дадите пирога —

У ворот не держите. Мы корову за рога.

Со стола-то пирога, Из коника прасука .

В русских колядах особенно развито пожелание крестьянину хозяйственного благополучия, которое раскрывается

в картинах сказочного урожая, необычайно большого стада и т. п. — того, что хотели иметь и о чем мечтали в дореволюционной нищей деревне. Колядующие пели, что «у Петра на дворе» ласточка свила гнездо (по поверью ласточка приносит счастье) и

Полтораста коров, девяносто быков Они на реку идут, все помыкивают.

Говоря об урожае, колядующие пели:

Хто в этом дому,

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна — пирог! .

Пожелание сеять пшеницу, чтобы она взошла «колосом колосистым с зерном зернистым», сеять рожь, чтобы она «родилась, на гумно свалилась», — типичные черты русских овсе- ней.

Наряду с пожеланиями богатого урожая, увеличения скота и т. п. в овсенях высказывалось пожелание долголетия, счастливого брака, семейного счастья, большого потомства. Эти пожелания почти всегда адресовались к главе семьи, задумавшему женить сына или выдать замуж дочь (см.: «Ему пиво варить, ему сына женить»); колядка при этом не превращалась в песню, адресуемую отдельно к какому-либо члену семьи.

В севернорусских областях особый тип новогодних поздравлений-пожеланий заменен пением разных песен, преимущественно свадебных, с характерным для северных величаний припевом «Виноградье красно-зелено мое!» (отсюда название «виноградьями» северных новогодних песен, исполняемых колядующими). Перенесение отдельных свадебных величаний в обряд колядования привело к тому, что в северной редакции новогоднего обряда появился обычай славить членов семьи так, как это делается во время свадебного пира (см. главу «Свадьба»).

Особую группу среди новогодних песен представляют шуточные песенки — «потешки», вошедшие в обряд колядования из детского фольклора. Эти потешки, известные как песенки, которыми развлекали маленьких детей, по всей видимости, были перенесены в празднование нового года детьми, также ходившими колядовать. По содержанию «потешные» колядки

никакого отношения к новогодним празднествам не имеют. Потешки представляют собой цепочку вопросов и ответов.

Зачем сено косить?

Зачем коров кормить?

Существенной особенностью русских колядок является то, что они содержат сугубо земные образы труда и быта и не знают изображений бога, Христа, богоматери, святых, которые так часто встречаются в новогодней поэзии разных народов.

Реалистическое содержание овсеней явилось выражением общего характера русской аграрной обрядности, чуждой церковного мистицизма; характер этот укрепился в результате противодействия крестьянства политике средневековой русской церкви, возглавившей идеологическую борьбу с искусством трудового народа.

Подблюдные песни и колядование из всех новогодних обрядов имеют наибольший интерес для фольклориста. Другие обряды (гаданье, ряженье, игрища и пр.) всецело относятся к области этнографии и истории религии. Эта группа обрядов, так же как и подблюдные песни и овсени, отчетливо выражает нужды крестьянского хозяйства, разрабатывает аграрные темы, содержит элементы «магии первого дня», постепенно изживаемой с преодолением религиозного мировоззрения.

Русские колядки совершенно чужды любовного элемента, встречающегося в румынских рождественских песнях.
Такое значение имеют переговоры за караваем хлеба (см. Корочун), обрядовое посыпание хлебного зерна, разнообразные гадания, мимическое подражание.

Живопись. Репродукции. Картины русских художников 60-ых годов 19 века. Художник Константин Трутовский. Колядки в Малороссии.

Славянская и русская мифология.
Упоминалась в величальных рождественских песняхколядках («Пришла К. накануне Рождества» и т. п.), исполнявшихся ходившей по дворам молодёжью и содержавших магические заклятия — пожелания благополучия дому и.

«Правда»: «На фронте, в окопах и везде, где русские войска соприкасаются. с неприятельскими, должно быть поднято красное знамя.
Большую роль сыграли в годы революции и русские народные песни, такие как.

Картина Борисова-Мусатова: Осенняя песня.

Святочные гадания. Никогда русская семейная жизнь не живет в таком раздолье, как на святках. Здесь все возрасты принимают участие в веселости
После подблюдных песней выносят воду на двор, и каждая из девушек, отливая несколько этой воды под верею, берет в горсть снегу.

В русских святочных гаданиях девушки льют воск в воду для узнания своей судьбы.
Если, с одной стороны, все кудеснические заговоры есть совершенный вздор, созданный для обольщения народа, то, с другой, мы замечаем в них дух поэзии, жившей в песнях и сказках.

Многие из статей «Русского Филологического Вестника» составляют ценный вклад в науку; таковы в особенности два труда A. A. Потебни — «Объяснение малорусских и сродных песен» (1882—83) и «Обзор поэтических мотивов колядок и щедровок» (1884—85—86—87).

казания русского народа.
Колядовщики поют Колядкипесни, в которых величают хозяина со всем семейством, и получают в награду разные подарки, в том числе и свиные кишки.

Подблюдные гадания тексты

Магия святочных гаданий — Святочные подблюдные песни-гадания

Читать еще:  Гороскоп для двоих
Традиционные гадания
  • Форма уха и характер
  • Гадание в стиле вуду
  • Книжное гадание
  • Гадание при помощи монет на удачное совершение будущего
  • Гадание на любовь (деньги)
  • Гадания на воде с обручальным кольцом
  • Гадания по воде
  • Цветочные гадания на желания
  • Гадания на бусинах и цепочках
  • Гадания по деревьям
  • Гадание по телефонным рисункам
  • Гадание на рисунках
  • Гадание на желание со свечами и зеркалами
  • Гадания на свечах и зеркалах
  • Что можно разглядеть в пламени свечи
  • Как правильно выбрать свечи для гадания
  • Гадание на парня (на любовь) по сигарете
  • Гадание на любовь на сердечке
  • Гадание на любовь на спичках
  • Гадание Сотня на любовь
  • Гадание на любовь-как к тебе относится любимый
  • Гадание на воске
  • Гадание на свинце
  • Гадание по силуэту
  • Гадание сидя у окна
  • Гадание со сковородой
  • Гадание на золотой цепочке
  • Гадание на иглах (акутомантия)
  • Античное гадание на иглах
  • Гадания по родинкам
  • Рецепты народной магии
  • На исполнение желания
  • На приворот любимого
  • На избавление от сглаза
  • Счастливая монета
  • На потерянную вещь
  • На избавление от хвори
  • Заговор на деньги
  • Заговор на дела семейные
  • Чтоб не разладилось важное дело
  • Заговоры на предотвращение развода
  • Заговоры на людскую любовь
  • Заговоры от соперницы
  • Заговоры от свекрови лютой
  • Заговор для похудения и хорошей фигуры
  • Заговор от зубной боли
  • Заговоры от мужских болезней
  • Исцеление недугов
  • Заговоры от женских болезней
  • Как приворожить мужчину
  • Снятие порчи
  • Заговоры от страданий и тоски
  • Заговоры для жен
  • Заговоры для мужей
  • Заговоры бытовые
  • Заговоры от вредных привычек
  • Магия святочных гаданий
  • Святочные предзнаменования
  • Святочные подблюдные песни-гадания
  • Святочные вечера
  • Коляда
  • Гадания на суженого
  • Святочные гадания
  • Святочные подблюдные песни-гадания.

    В сумерки начинали съезжаться званые гости, которых сразу же принимались угощать. Вино скоро расшевеливало сердца, самая строгая молчаливость забывалась. Гости делались разговорчивее, шутили и смеялись. После бесчисленных угощений появлялись ряженые шуты потешать гостей. В конце всех увеселений вносили стол и ставили посреди комнаты. Являлась почетная сваха и накрывала стол скатертью. Старшая нянюшка приносила блюдо с водой и ставила на стол. Красные девицы, молодушки, старушки, суженые снимали с себя кольца, перстни, серьги и клали на стол, загадывая над ними свою судьбу.

    Хозяйка приносила скатерть-столечник, а сваха накрывала ею блюдо. Гости усаживались. В середине садилась сваха прямо против блюда. Нянюшки клали на сто-лечник маленькие кусочки хлеба, соль и три уголька. Сваха запевала первую песню хлебу и соли:

    Хлебу да соли долог век,
    Слава!
    Боярышне нашей более того,
    Слава!
    Кому мы спели, тому добро,
    Слава!

    Все сидящие гости пели под ее голос. С окончанием первой песни сваха поднимала столечник и опускала в блюдо хлеб, соль, угольки, а гости клали туда же свои вещи. Блюдо снова накрывалось. После этого начинали петь святочные подблюдные песни. Подблюдными они назывались по той простой причине, что их пели за столом, на котором находилось блюдо. Их можно назвать еще пением «славы», потому что каждый стих оканчивался припевом «Слава!».

    Во время пения сваха «разводила» в блюде, с окончанием песни трясла им. Каждая песня имела свое значение, но они были не везде одинаковы. Эти значения: к скорому замужеству; к скорому свиданию; к замужеству с ровнею; к сватанью; к бедности; к сытой жизни; исполнение желания; веселая жизнь; девушкам к замужеству, молодцам к женитьбе; счастливая доля; прибыль; дальняя дорога и т. п.

    По окончании каждой песни пели:

    Да кому мы спели, тому добро,
    Слава!
    Кому вынется, тому сбудется,
    Слава!
    Скоро сбудется, не минуется,
    Слава!

    Сваха трясла блюдо и вынимала вещи. Если вынимала вдруг два кольца, то пела:

    Как на небе две радуги,
    Слава! А у богатого мужичка две радости,
    Слава!
    Первая-то радость-сына женить,
    Слава! Другая радость- дочь замуж отдает,
    Слава!

    Случалось, что сваха вынимала с намерением вещи суженого и суженой:

    Расцветали на небе две радуги,
    Слава!
    У красной девицы две радости,
    Слава!
    С милым другом совет,
    Слава!
    И растворен подклет,
    Слава!

    Вынутые таким образом вещи означали неминуемый брак. Сваха продолжала искать два колечка и пела:

    Пойду млада к вереюшке,
    Слава!
    Брякну, млада, во колечушко,
    Слава!

    Отыскав два кольца, она брякала ими в блюде и, обращаясь к гостям, пела:

    Как колечко скажется, Слава!
    Так суженой откликнется, Слава!

    Вынув два кольца и показав их присутствующим, она толковала: «Чему быть, того не миновать». Если же случалось, что она вынимала два девичьих кольца, то одно откладывала и искала суженого.

    Не только сваха могла гадать, но и девицы или одна из них. Для этого избирали красавицу, самую ловкую. Избранная подступала к столу с трепетом и, присев, пела:

    За столом сижу,
    Слава!
    Яна чашу гляжу,
    Слава!
    Я пятернею вожу,
    Слава!
    Золото кольцо ищу,
    Слава!

    Если не находила кольцо или боялась взять не то, которое бы желала, то продолжала петь:

    Я еще посижу,
    Слава!
    Я еще повожу,
    Слава!
    И суженого найду,
    Слава!

    В этот раз она должна была показать, что вынула. Хорошо, если вынула вещь по сердцу особы загадывающей. Матушки обращали тогда внимание на жениха. Девушки могли гадать и самостоятельно. Для этого они брали блюдо, помещали в него хлеб и соль, уголь и глину. В последнюю минуту каждая из них опускала в блюдо свою вещь: кольцо, брошку, пуговицу и т. п. Заметив, где лежат их вещи, они загадывали желания, начинали петь все вместе, заканчивая каждый стих словом: «Слава!»

    Первой пелась песня о хлебе:

    Слава Богу на небе,
    Слава! Государю нашему на сей земле
    Слава! Чтобы нашему государю не стариться,
    Слава! Его цветному платью не изнашиваться,
    Слава! Его добрым коням не изъезживаться,
    Слава! Его верным слугам не измениваться,
    Слава! Чтобы правда была на Руси,
    Слава! Краше солнца светла,
    Слава! Чтобы царева золота казна,
    Слава! Была век полным-полна,
    Слава! Чтобы большим-то рекам,
    Слава! Слава неслась до моря,
    Слава! Малым речкам до мельницы,
    Слава! А эту песнь мы хлебу поем,
    Слава! Хлебу поем, хлебу честь воздаем,
    Слава! Старым людям на потешенье,
    Слава! Добрым людям на услышанье, Слава!

    Второй пели любую песню:

    Ах, кабы на цветы да не морозы-
    И зимой бы цветы расцветали;
    Ах, кабы на меня да не кручина,
    Ни о чем бы я не тужила,
    Не сидела бы я подперешися,
    Не глядела бы я во чисто юле.
    И я батюшке говорила:
    «Не давай меня, батюшка, замуж,
    Не давай, государь, за неровню;
    Не мечись на большое богатство,
    Не гляди на высокие хоромы;
    Не с богатством мне жить- с человеком,
    Не в хоромах нужда, а в совете».

    Исполнение желаний молодых людей:

    Летит сокол из улицы,
    Голубушка изо другой,
    Слетелцся, целовалися,
    Сизыми крыльями обнималися.
    Да кому мы спели, тому добро;
    Кому вынется, тому сбудется,
    Тому сбудется, не минуется.

    При каждой подблюдной песне прибавлялись три последние строчки, во время произнесения которых девушка, держащая блюдо под платком, давала кому-нибудь из загадавших положить под платок руку и велела взять какую-нибудь вещь. Той, чья вещь была вытянута, предвещанием служило содержание песни.

    Замужество с ровнею:

    Катилось зерно по бархату,
    Еще то ли зерно бурмитское.
    Прикатилось зерно по яхонту,
    Крупен жемчуг с яхонтом,
    Хорош жених с невестою.

    Уж как вышло пузище нарепище,
    Вынесло пузище осьмину вшей,
    Осьмину вшей, пол-осьмины вшей.

    Великое богатство и счастье:

    Идет кузнец из кузницы.
    Шубенка на нем худехонька;
    Одна-то пола- во сто рублей,
    А другая пола- в тысячу.
    А всей шубенке цены не ищу.
    Цена-то ей у царя в казне,
    У царя в казне, в золотом ларце.

    Вступление в брак:

    Идет кузнец из кузницы,
    Несет кузнец три молота.
    Кузнец, кузнец, ты скуй венец,
    Ты скуй венец и злат, и нов,
    Из обрезчиков- золотой перстень,
    Из остаточков- булавочку.
    Мне в том венце венчатися.

    Подблюдные песни

    Меня удивила песня вот из этого моего поста https://rabota-psy.livejournal.com/1371935.html тем, что смысла в ней никакого не было: каждый куплет совершенно не связан с предыдущим. Решила найти текст в интернете, чтобы понять, что я упускаю. И тут оказалось, что девушки исполняют подблюдные песни. До этого я о них ничего не слышала. Информация мне показалась очень интересной, поэтому делюсь. Текст песен из ролика в конце.

    Подблюдные песни — песни, исполнявшиеся в составе святочных, новогодних гаданий. Гадающие, которых должно быть не менее шести, бросали в блюдо с водой какие-то мелкие вещи. Затем блюдо закрывали платком, пели песни, и после каждой подблюдной вынимали фанты по одному. Текст песни и служил предсказанием. Смысл песни в пределах одного подблюдного гадания мог изменяться в зависимости от половозрастных характеристик адресата.

    «На пороге сижу,
    За порог гляжу»

    Для девушки, достигшей брачного возраста, песня предвещает свадьбу, для пожилого человека — смерть.

    Тема благополучия и богатства в подблюдных песнях чаще всего связана с образами хлеба и золота, а также с производными от них. Тем же значением в мифопоэтических представлениях наделяются образы каравая, пирога, зерна, снопа, дежи для замешивания теста, квашонки и под. В подблюдных песнях они символизируют и богатство, и увеличение добра, и плодородие, и брак, и рождение ребенка. Почти все из этих благ может сулить песня:

    «Мышь пищит, каравай тащит,
    Да еще попищит, да другой притащит»

    Мотив золота, в ряде подблюдных песен тождественный по значению мотиву хлеба, реализуется в образах злата-серебра, казны, денег, драгоценных камней, бесценной вещи (шуба кузнеца), чудесной щуки и т.п.

    Многогранно в подблюдных песнях представлен образ кузнеца, наделенный в народном сознании магической силой и творческо-созидательным характером (в сказках кузнец побеждает черта, Бабу-Ягу, ведьму и других отрицательных персонажей; в играх ряженых перековывает старых на молодых; в свадебной лирике первые кузнецы Козьма и Демьян «куют свадебку»). Поэтому песни, в которых появляется образ кузнеца, сулят удачу, прибыль, свадьбу.

    Символика подблюдных песен, предвещающих брак, тесно связана с символикой свадебной обрядности и лирических песен, сопровождающих ее. Одним из основных здесь является образ кольца (символ брака), которое находит девушка или домашние птицы (курочка, кочеток). В большом количестве подблюдных песен используется мотив соединения парных образов, символизирующих жениха и невесту: это и драгоценные камни («Крупен жемчуг со яхонтом, хорош жених со невестою»), и два клубка ниток, и два сцепившихся прутика, и клен с березой, и капустка с кочанком, и грибы (груздок с беляночкой), и птицы (целующиеся голубочки, кур с куркой, сокол с соколинкой), и животные (кот с кошуркой, куна и соболь, бобер с куницею) и т.п. Несомненным источником подблюдных песен о браке является свадебный обряд; разные его этапы отражены в песнях либо прямо, либо иносказательно.

    Тема безбрачия в подблюдных песнях раскрывается с помощью одиночных образов девушки, кошечки, колючей сосны или через незавершенность, продолжение того или иного действия («На печке сижу да ошкурки гложу. Еще посижу да еще погложу»; «На печи сижу, сквозь потолок гляжу»; «На загнетке сижу, долги нитки вожу. Еще посижу — еще повожу»). Производимые действия не случайно пространственно связаны с печью, так как в традиционной культуре печь является символом отчего дома, семейного очага. Символом продолжения девичества в песне оказывается прядение («Долги нитки вожу»), являющееся в распределении женского домашнего труда типичным девичьим занятием. В песне «Венички-пошумельнички, еще повисят, еще пошумят» опосредованно нашел отражение свадебный обряд невестиной бани, одним из основных атрибутов которого является банный веник; его невостребованность в сюжете подблюдной песни сулит безбрачие на следующий год.

    Тематика разлуки и дороги в подблюдных песнях, означающих набор в рекруты, работу на чужой стороне и подобное, реализуется в образах полотна (одно из символических значений его в народных представлениях — дорога), средств передвижения (саночки-самокаточки), «заиньки-ковыляиньки» или воробья, соответственно бегущего и смотрящего «на чужу сторону».
    Мотив ущербности одежды (растрескавшийся сарафан или короткие, дырявые штаны), образы опустившейся на дно квашни, пьяного мужика, одного голубя, не отвечающего на говор другого, в подблюдных песнях предвещают бедность несчастье, вдовство.

    В песнях, сулящих смерть, как и в тех, что обещают свадьбу, используются образы, связанные с соответствующей обрядовой сферой: корыто-коробья-колода-гроб, разрывающееся полотно, раскатывающаяся новина (полотно), беленькие чулочки, рушничок на воротах, холодная баня, лошади, везущие бревно, блин на блюдце. Нередко в песнях о смерти встречается образ вороны, которому в традиции приписывалось значение предвестника смерти или несчастья.

    В подблюдных гаданиях ведущая роль принадлежит слову, имеющему, особенно в «закрепках» («Кому найдется, тому сбудется, тому сбудется — не минуется»), императивный характер и выполняющему функцию заклинания, сближает этот жанр с колядками и заговорами.
    (Источники: http://ethnomuseum.ru/podblyudnye-pesni http://www.woman.ru/relations/astrology/article/88654/ )

    Колечко мое посеребренное
    Полежи в воде, да на самом дне.
    Мы кому поем, мы тому с добром.
    Правда сбудется, не минуется!

    Отплыла лодка, да от берега.
    Мы кому поем, мы тому с добром.
    Правда сбудется, не минуется!

    Сидит на перине, считает полтины.
    Мы кому поем, мы тому с добром.
    Правда сбудется, не минуется!

    На печи дежа высоко взошла!
    Мы кому поем, мы тому с добром.
    Правда сбудется, не минуется!

    Куют кузнецы золотые венцы.
    Молодой кузнец, скуй и мне венец
    На этом венце я обвенчаюсь,
    На этом кольце я обручаюсь.
    Мы кому поем, мы тому с добром.
    Правда сбудется, не минуется!

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector