0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подблюдные песни гадания тексты

Подблюдные песни гадания тексты

Подблюдные песни входили в круг гаданий и свое название получили от типа гадания. Гадающие, стремясь узнать, что их ждет в наступающем году, собирались вместе, брали блюдо или большую чашку (суповую), клали в нее, снимая с себя, кольца (или другие украшения), наливали чашку водой и покрывали платком. Хор пел песни, а кто-либо один, не глядя, вынимал из чашки положенные туда предметы; чью вещь вынимали, к тому и относили содержание песни.

Пение подблюдных песен начинали со «славы хлебу».

Хлебу да соли долог век, слава!

Государю нашему доле того, слава!

Государь наш не стареется, слава! Его добрые кони не ездятся, слава! Его цветное платье не носится, слава! Его верные слуги не стареюгся, слава!

Прославление хлеба насущного в подблюдных песнях тесно связано с почтительным отношением к зерну и хлебу как к основным продуктам питания, при наличии которых голод невозможен. Из этого возникают и запреты небрежно обращаться с ним (например, бросать его на пол, на землю), и обряды, связанные с ним, использование его для гаданий. Хлеб •—символ благополучия, счастья, богатства. Образ хлеба (хлебных злаков, снопов, теста, каравая, посуды для замешивания теста и т. п.) наряду с образом золота (казны, денег и т. п.) типичен и для подблюдных песен, которые разрабатывали темы богатства, прибыли, удачи в хозяйстве и личной судьбе человека. Так, увеличение богатства предрекала широко распространенная подблюдная песня:

Растворю я квашонку на донышке, Я поставлю квашонку на столбичке, Подымайся, тесто, в квашонке, Ты взойди-ко, тесто, с краями вровень, С краями вровень, еще сверху того!

Благополучие в доме сулила песня:

Мышь по горнице бежит, Каравай в дом тащит.

Стоит на поле одонья ржи, Одонья ржи, зерна полна, Хлеба в закрома пошли.

Образ золота также означал богатство. Такова, например, известная подблюдная песня:

У Спаса в Чигасах за Яузою , слава!

Живут мужики богатые, слава!

Гребут золото лопатами, слава!

Чисто серебро лукошками, слава!

Приведенные образцы подблюдных песен предсказывали богатство, благополучие, удачу, урожай. Наряду с ними исполняли песни о возможном несчастье: смерти, каком-либо бедствии, рекрутчине, службе на чужбине и т. п. О несчастье в доме говорит песня:

Села ворона на матицу Каркала ворона во всю голову. В тому дому Не быть добру.

Группа подблюдных песен о личной судьбе человека широко использует символику образов свадебного обряда и поэзии или рисует реалистическую картину сватовства, счастливой жизни. Такова подблюдная:

Пришла корысть на двор, слава!

Корысть на двор, женихи за стол, слава!

Сватовство же предсказывала песня:

Сей, мать, мучицу, пеки пироги. К тебе будут гости, ко мне женихи.

Очень многие подблюдные песни имеют форму загадок, а иногда и полностью повторяют их. Такова, например, подблюдная, предсказывающая смерть (гроб), совпадающая с загадкой:

Стоит корыто, корытом покрыто, — Кому станется, тому сбудется.

Такова песня, использующая типичный в загадках образ дороги- полотенца:

Полотенце далеко расстилается, — Кому станется, тому сбудется.

Использование аллегорических вопросов и образов загадок в отдельных случаях приводит к варьированию истолкования смысла исполняемых подблюдных песен. Огромное же большинство текстов имело постоянный, совершенно определенный смысл, ясный для участников подблюдного гадания.

Поэтические образы большинства подблюдных песен возникают на основе конкретных представлений об источниках благополучия крестьянского хозяйства как реалистическое описание желаемого события. В отдельных песнях образ связан с суеверными представлениями, жившими в сознании человека феодально-крепостнической России. Но нет ни одного образа, который не имел бы органических связей с экономикой и сознанием трудового населения.

Термин «коляда», так же как самое название обряда «колядование», по своему происхождению связан с годовым счетом времени — календарем. Пением коляды и обрядом колядования начинали год. Эта терминология является общей у всех славянских народов («коленда» и т. д.), что свидетельствует о древности обычая новогодних пожеланий. Помимо общеславянской терминологии, в обозначении новогодних песен есть термины национальные (например, у русских «овсень»). Обряд колядования у русских, зафиксированный записями XIX в., сохранил основные черты, которые отмечали еще запретные документы в XVI—XVII вв.

Основной, древний тип русского колядования сохранился в среднерусских и поволжских районах.

Новогодняя песнь, исполняемая во время обряда, называется «овсень»; это наименование связано с древнерусским названием января «просинец». Это — заклинательная песня, исполнявшаяся во время зимнего возрождения солнца. Овсе- нями величали семью, желали ей богатства и благополучия и требовали награду за эти пожелания. Требование награды за предсказание удачи семье во многих случаях пелось как отдельная овсеневая песня. Характерный тип величальной колядки- овсеня следующий:

Пришла коляда накануне Рождества; Мы ходили, мы искали коляду святую По всем дворам, по проулочкам. Нашли коляду у Петрова-то двора; Петров-то двор — железной тын: Середи двора три терема стоят, Во первом терему светел месяц, В другом терему красно солнце, А в третьем терему частые звезды: Светел месяц Петр сударь, свет Иванович; Красно солнце Анна Кириловна; Частые звезды — то дети их. Здравствуй хозяин с хозяюшкой На долги веки, на многие лета!

Пожелание, заключающее песню, часто заменялось требованием подаяния. Например:

Вы скажите, прикажите, Не дадите пирога —

У ворот не держите. Мы корову за рога.

Со стола-то пирога, Из коника прасука .

В русских колядах особенно развито пожелание крестьянину хозяйственного благополучия, которое раскрывается

в картинах сказочного урожая, необычайно большого стада и т. п. — того, что хотели иметь и о чем мечтали в дореволюционной нищей деревне. Колядующие пели, что «у Петра на дворе» ласточка свила гнездо (по поверью ласточка приносит счастье) и

Полтораста коров, девяносто быков Они на реку идут, все помыкивают.

Говоря об урожае, колядующие пели:

Хто в этом дому,

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна — пирог! .

Пожелание сеять пшеницу, чтобы она взошла «колосом колосистым с зерном зернистым», сеять рожь, чтобы она «родилась, на гумно свалилась», — типичные черты русских овсе- ней.

Наряду с пожеланиями богатого урожая, увеличения скота и т. п. в овсенях высказывалось пожелание долголетия, счастливого брака, семейного счастья, большого потомства. Эти пожелания почти всегда адресовались к главе семьи, задумавшему женить сына или выдать замуж дочь (см.: «Ему пиво варить, ему сына женить»); колядка при этом не превращалась в песню, адресуемую отдельно к какому-либо члену семьи.

Читать еще:  Гадание курск отзывы

В севернорусских областях особый тип новогодних поздравлений-пожеланий заменен пением разных песен, преимущественно свадебных, с характерным для северных величаний припевом «Виноградье красно-зелено мое!» (отсюда название «виноградьями» северных новогодних песен, исполняемых колядующими). Перенесение отдельных свадебных величаний в обряд колядования привело к тому, что в северной редакции новогоднего обряда появился обычай славить членов семьи так, как это делается во время свадебного пира (см. главу «Свадьба»).

Особую группу среди новогодних песен представляют шуточные песенки — «потешки», вошедшие в обряд колядования из детского фольклора. Эти потешки, известные как песенки, которыми развлекали маленьких детей, по всей видимости, были перенесены в празднование нового года детьми, также ходившими колядовать. По содержанию «потешные» колядки

никакого отношения к новогодним празднествам не имеют. Потешки представляют собой цепочку вопросов и ответов.

Зачем сено косить?

Зачем коров кормить?

Существенной особенностью русских колядок является то, что они содержат сугубо земные образы труда и быта и не знают изображений бога, Христа, богоматери, святых, которые так часто встречаются в новогодней поэзии разных народов.

Реалистическое содержание овсеней явилось выражением общего характера русской аграрной обрядности, чуждой церковного мистицизма; характер этот укрепился в результате противодействия крестьянства политике средневековой русской церкви, возглавившей идеологическую борьбу с искусством трудового народа.

Подблюдные песни и колядование из всех новогодних обрядов имеют наибольший интерес для фольклориста. Другие обряды (гаданье, ряженье, игрища и пр.) всецело относятся к области этнографии и истории религии. Эта группа обрядов, так же как и подблюдные песни и овсени, отчетливо выражает нужды крестьянского хозяйства, разрабатывает аграрные темы, содержит элементы «магии первого дня», постепенно изживаемой с преодолением религиозного мировоззрения.

Русские колядки совершенно чужды любовного элемента, встречающегося в румынских рождественских песнях.
Такое значение имеют переговоры за караваем хлеба (см. Корочун), обрядовое посыпание хлебного зерна, разнообразные гадания, мимическое подражание.

Живопись. Репродукции. Картины русских художников 60-ых годов 19 века. Художник Константин Трутовский. Колядки в Малороссии.

Славянская и русская мифология.
Упоминалась в величальных рождественских песняхколядках («Пришла К. накануне Рождества» и т. п.), исполнявшихся ходившей по дворам молодёжью и содержавших магические заклятия — пожелания благополучия дому и.

«Правда»: «На фронте, в окопах и везде, где русские войска соприкасаются. с неприятельскими, должно быть поднято красное знамя.
Большую роль сыграли в годы революции и русские народные песни, такие как.

Картина Борисова-Мусатова: Осенняя песня.

Святочные гадания. Никогда русская семейная жизнь не живет в таком раздолье, как на святках. Здесь все возрасты принимают участие в веселости
После подблюдных песней выносят воду на двор, и каждая из девушек, отливая несколько этой воды под верею, берет в горсть снегу.

В русских святочных гаданиях девушки льют воск в воду для узнания своей судьбы.
Если, с одной стороны, все кудеснические заговоры есть совершенный вздор, созданный для обольщения народа, то, с другой, мы замечаем в них дух поэзии, жившей в песнях и сказках.

Многие из статей «Русского Филологического Вестника» составляют ценный вклад в науку; таковы в особенности два труда A. A. Потебни — «Объяснение малорусских и сродных песен» (1882—83) и «Обзор поэтических мотивов колядок и щедровок» (1884—85—86—87).

казания русского народа.
Колядовщики поют Колядкипесни, в которых величают хозяина со всем семейством, и получают в награду разные подарки, в том числе и свиные кишки.

Подблюдные песни гадания тексты

Магия святочных гаданий — Святочные подблюдные песни-гадания

Традиционные гадания
  • Форма уха и характер
  • Гадание в стиле вуду
  • Книжное гадание
  • Гадание при помощи монет на удачное совершение будущего
  • Гадание на любовь (деньги)
  • Гадания на воде с обручальным кольцом
  • Гадания по воде
  • Цветочные гадания на желания
  • Гадания на бусинах и цепочках
  • Гадания по деревьям
  • Гадание по телефонным рисункам
  • Гадание на рисунках
  • Гадание на желание со свечами и зеркалами
  • Гадания на свечах и зеркалах
  • Что можно разглядеть в пламени свечи
  • Как правильно выбрать свечи для гадания
  • Гадание на парня (на любовь) по сигарете
  • Гадание на любовь на сердечке
  • Гадание на любовь на спичках
  • Гадание Сотня на любовь
  • Гадание на любовь-как к тебе относится любимый
  • Гадание на воске
  • Гадание на свинце
  • Гадание по силуэту
  • Гадание сидя у окна
  • Гадание со сковородой
  • Гадание на золотой цепочке
  • Гадание на иглах (акутомантия)
  • Античное гадание на иглах
  • Гадания по родинкам
  • Рецепты народной магии
  • На исполнение желания
  • На приворот любимого
  • На избавление от сглаза
  • Счастливая монета
  • На потерянную вещь
  • На избавление от хвори
  • Заговор на деньги
  • Заговор на дела семейные
  • Чтоб не разладилось важное дело
  • Заговоры на предотвращение развода
  • Заговоры на людскую любовь
  • Заговоры от соперницы
  • Заговоры от свекрови лютой
  • Заговор для похудения и хорошей фигуры
  • Заговор от зубной боли
  • Заговоры от мужских болезней
  • Исцеление недугов
  • Заговоры от женских болезней
  • Как приворожить мужчину
  • Снятие порчи
  • Заговоры от страданий и тоски
  • Заговоры для жен
  • Заговоры для мужей
  • Заговоры бытовые
  • Заговоры от вредных привычек
  • Магия святочных гаданий
  • Святочные предзнаменования
  • Святочные подблюдные песни-гадания
  • Святочные вечера
  • Коляда
  • Гадания на суженого
  • Святочные гадания
  • Святочные подблюдные песни-гадания.

    В сумерки начинали съезжаться званые гости, которых сразу же принимались угощать. Вино скоро расшевеливало сердца, самая строгая молчаливость забывалась. Гости делались разговорчивее, шутили и смеялись. После бесчисленных угощений появлялись ряженые шуты потешать гостей. В конце всех увеселений вносили стол и ставили посреди комнаты. Являлась почетная сваха и накрывала стол скатертью. Старшая нянюшка приносила блюдо с водой и ставила на стол. Красные девицы, молодушки, старушки, суженые снимали с себя кольца, перстни, серьги и клали на стол, загадывая над ними свою судьбу.

    Хозяйка приносила скатерть-столечник, а сваха накрывала ею блюдо. Гости усаживались. В середине садилась сваха прямо против блюда. Нянюшки клали на сто-лечник маленькие кусочки хлеба, соль и три уголька. Сваха запевала первую песню хлебу и соли:

    Хлебу да соли долог век,
    Слава!
    Боярышне нашей более того,
    Слава!
    Кому мы спели, тому добро,
    Слава!

    Все сидящие гости пели под ее голос. С окончанием первой песни сваха поднимала столечник и опускала в блюдо хлеб, соль, угольки, а гости клали туда же свои вещи. Блюдо снова накрывалось. После этого начинали петь святочные подблюдные песни. Подблюдными они назывались по той простой причине, что их пели за столом, на котором находилось блюдо. Их можно назвать еще пением «славы», потому что каждый стих оканчивался припевом «Слава!».

    Во время пения сваха «разводила» в блюде, с окончанием песни трясла им. Каждая песня имела свое значение, но они были не везде одинаковы. Эти значения: к скорому замужеству; к скорому свиданию; к замужеству с ровнею; к сватанью; к бедности; к сытой жизни; исполнение желания; веселая жизнь; девушкам к замужеству, молодцам к женитьбе; счастливая доля; прибыль; дальняя дорога и т. п.

    По окончании каждой песни пели:

    Да кому мы спели, тому добро,
    Слава!
    Кому вынется, тому сбудется,
    Слава!
    Скоро сбудется, не минуется,
    Слава!

    Сваха трясла блюдо и вынимала вещи. Если вынимала вдруг два кольца, то пела:

    Как на небе две радуги,
    Слава! А у богатого мужичка две радости,
    Слава!
    Первая-то радость-сына женить,
    Слава! Другая радость- дочь замуж отдает,
    Слава!

    Случалось, что сваха вынимала с намерением вещи суженого и суженой:

    Расцветали на небе две радуги,
    Слава!
    У красной девицы две радости,
    Слава!
    С милым другом совет,
    Слава!
    И растворен подклет,
    Слава!

    Вынутые таким образом вещи означали неминуемый брак. Сваха продолжала искать два колечка и пела:

    Пойду млада к вереюшке,
    Слава!
    Брякну, млада, во колечушко,
    Слава!

    Отыскав два кольца, она брякала ими в блюде и, обращаясь к гостям, пела:

    Как колечко скажется, Слава!
    Так суженой откликнется, Слава!

    Вынув два кольца и показав их присутствующим, она толковала: «Чему быть, того не миновать». Если же случалось, что она вынимала два девичьих кольца, то одно откладывала и искала суженого.

    Не только сваха могла гадать, но и девицы или одна из них. Для этого избирали красавицу, самую ловкую. Избранная подступала к столу с трепетом и, присев, пела:

    За столом сижу,
    Слава!
    Яна чашу гляжу,
    Слава!
    Я пятернею вожу,
    Слава!
    Золото кольцо ищу,
    Слава!

    Если не находила кольцо или боялась взять не то, которое бы желала, то продолжала петь:

    Я еще посижу,
    Слава!
    Я еще повожу,
    Слава!
    И суженого найду,
    Слава!

    В этот раз она должна была показать, что вынула. Хорошо, если вынула вещь по сердцу особы загадывающей. Матушки обращали тогда внимание на жениха. Девушки могли гадать и самостоятельно. Для этого они брали блюдо, помещали в него хлеб и соль, уголь и глину. В последнюю минуту каждая из них опускала в блюдо свою вещь: кольцо, брошку, пуговицу и т. п. Заметив, где лежат их вещи, они загадывали желания, начинали петь все вместе, заканчивая каждый стих словом: «Слава!»

    Первой пелась песня о хлебе:

    Слава Богу на небе,
    Слава! Государю нашему на сей земле
    Слава! Чтобы нашему государю не стариться,
    Слава! Его цветному платью не изнашиваться,
    Слава! Его добрым коням не изъезживаться,
    Слава! Его верным слугам не измениваться,
    Слава! Чтобы правда была на Руси,
    Слава! Краше солнца светла,
    Слава! Чтобы царева золота казна,
    Слава! Была век полным-полна,
    Слава! Чтобы большим-то рекам,
    Слава! Слава неслась до моря,
    Слава! Малым речкам до мельницы,
    Слава! А эту песнь мы хлебу поем,
    Слава! Хлебу поем, хлебу честь воздаем,
    Слава! Старым людям на потешенье,
    Слава! Добрым людям на услышанье, Слава!

    Второй пели любую песню:

    Ах, кабы на цветы да не морозы-
    И зимой бы цветы расцветали;
    Ах, кабы на меня да не кручина,
    Ни о чем бы я не тужила,
    Не сидела бы я подперешися,
    Не глядела бы я во чисто юле.
    И я батюшке говорила:
    «Не давай меня, батюшка, замуж,
    Не давай, государь, за неровню;
    Не мечись на большое богатство,
    Не гляди на высокие хоромы;
    Не с богатством мне жить- с человеком,
    Не в хоромах нужда, а в совете».

    Исполнение желаний молодых людей:

    Летит сокол из улицы,
    Голубушка изо другой,
    Слетелцся, целовалися,
    Сизыми крыльями обнималися.
    Да кому мы спели, тому добро;
    Кому вынется, тому сбудется,
    Тому сбудется, не минуется.

    При каждой подблюдной песне прибавлялись три последние строчки, во время произнесения которых девушка, держащая блюдо под платком, давала кому-нибудь из загадавших положить под платок руку и велела взять какую-нибудь вещь. Той, чья вещь была вытянута, предвещанием служило содержание песни.

    Замужество с ровнею:

    Катилось зерно по бархату,
    Еще то ли зерно бурмитское.
    Прикатилось зерно по яхонту,
    Крупен жемчуг с яхонтом,
    Хорош жених с невестою.

    Уж как вышло пузище нарепище,
    Вынесло пузище осьмину вшей,
    Осьмину вшей, пол-осьмины вшей.

    Великое богатство и счастье:

    Идет кузнец из кузницы.
    Шубенка на нем худехонька;
    Одна-то пола- во сто рублей,
    А другая пола- в тысячу.
    А всей шубенке цены не ищу.
    Цена-то ей у царя в казне,
    У царя в казне, в золотом ларце.

    Вступление в брак:

    Идет кузнец из кузницы,
    Несет кузнец три молота.
    Кузнец, кузнец, ты скуй венец,
    Ты скуй венец и злат, и нов,
    Из обрезчиков- золотой перстень,
    Из остаточков- булавочку.
    Мне в том венце венчатися.

    Шуточные святочные гадания для семейного праздника

    Святочные гадания – традиционный и важный элемент народных зимних праздников. Если в языческой древности гадания были чуть ли не главным смыслом дней зимнего солнцеворота, определяя годовую судьбу целых племен, то с приходом христианства их значение свелось до девичьей ворожбы «на суженного». Хотя православная церковь не одобряла гаданий, но искоренить их из народной культуры не сумела. Ну, а в наше время святочные гадания – скорее веселая забава, шутка, безобидное и ни к чему необязывающее времяпрепровождение.

    Большинство святочных гаданий было посвящено одному вопросу – замужеству. Например, бросали сапожок, или смотрели в зеркала, замирая от страха и любопытства. Вряд ли такие гадания подойдут для новогоднего праздника сегодня. Но были и гадания, которые вполне пригодны для этой цели, особенно если их осовременить и адаптировать. Мы предлагаем вам несколько именно таких гаданий. Они могут стать частью сценария развлекательной программы семейного новогоднего застолья. Или праздника в школе, офисе. В этой «гадательной практике» главное, чтобы все «предсказания» были счастливыми, веселыми и не обидными!

    Шуточное числовое святочное гадание по пояску

    Это гадание когда-то использовали для «хозяйственных» целей. Так старались узнать о приплоде овец и свиней. Гадание это количественное, то есть отвечает на вопрос «сколько». Ну, или когда ответом может служить цифра. Конечно, приплод свинок современного городского жителя волнуют мало. А вот, например, узнать: сколько пятерок будет в следующей четверти у Вовы Сидорова; на сколько процентов повысятся продажи ООО «Ромашка»; сколько опоздает на планерку Соня Подушкина; или сколько раз шеф пообещает повысить зарплату в наступающем году – очень даже любопытно.

    Оборудование для этого гадания самое простое – веревочка или поясок. Гадающий встает лицом к новогодней елке. Поясок нужно скомкать и зажать в кулаке левой руки. Вслух произноситься вопрос. Затем нужно трижды стукнуть себя кулаком с зажатой веревочкой по лбу и бросить веревку через плечо. Стучать по лбу нужно несильно, без фанатизма. Упавший на пол поясок рассматривают и находят в нем очертания какой-либо цифры. Эти очертания обязательно найдутся – только нужно внимательно вглядеться! Если сам гадающий не может распознать цифру, то может позвать на помощь своих друзей! «Найденное» число и будет ответом на вопрос гадания.

    Шуточное святочное гадание по птичьему перу

    Еще одно гадание, пришедшее от дедов-земледельцев. С его помощью выясняли, урожай каких сельхоз культур ожидать в грядущем году. Для этого раскладывали по кругу рожь, пшеницу, овес и т.д, а затем сдували с ладони или стряхивали с головы птичье перышко. Куда оно упадет, такая культура и будет в новом году самой урожайной. Вы с гостями можете выяснить волнующие вас вопросы. Например, на какие сферы жизни стоит обратить в этом году особое внимание (любовь, семья, дети, работа, учеба и т.д.) Положите по кругу бумажки с этими словами. В центр получившегося круга встает гадающий. Ему на голову кладут птичье перышко. Теперь нужно задать вопрос «Что в этом году для меня самое важное?» и интенсивно потрясти головой, чтобы перышко упало на пол. Та надпись, на которую укажет остриё пера и будет ответом на вопрос.

    Можно сделать это гадание универсальным – то есть, отвечающим на любой вопрос. Напишите на бумажках четыре слова: «да», «нет», «может быть», «это пока неизвестно». Разложите их полукругом и, задавая любой вопрос на который можно ответить «да» или «нет», стряхните перо как рассказано выше или сдуйте его с руки.

    Святочное гадание по воску – для семейного праздника

    Гадание по воску – невероятно популярное в XVIII-XIX веках святочное гадание. Гадали так и в городе, и в деревне. Собирались для этого целыми компаниями. Вы тоже можете устроить такое. Оно прекрасно впишется в семейное новогоднее застолье. Причем, интересно будет всем – и взрослым и детям. Для гадания вам потребуется воск, горящая свеча, столовая ложка, которой не жалко, и прозрачный сосуд с чистой водой. Воск можно получить, настрогав новую свечу (можно и стеариновую). Положите воск в ложку, растопите его над свечей и вылейте в воду. Получившиеся при этом странные фигуры нужно трактовать. Здесь вам понадобиться вся ваша фантазия! Конечно, ничего плохого восковые фигуры в новогоднюю ночь предсказывать не могут. Но если все же вы увидели что-то, как вам показалось, неприятное, то уничтожьте эту фигурку. Например, наши бабушки выбрасывали их на съедение свиньям или закапывали в землю. Предлагаем не менее экспрессивный способ обмануть судьбу – возьмите неудачную фигурку, разломайте и спустите в канализацию.

    Святочное гадание по жженой бумаге – для семейного праздника

    Это гадание – тоже упражнение для вашего воображения. Но угадывать «судьбоносные» фигуры вы будете по очертаниям жженой бумаги (вариант – по тени на стене, отброшенной сожжённой или просто скомканной бумагой). Здесь подготовка намного проще. Возьмите бумажный лист, скомкайте его и подожгите, поместив на тарелочку. Не трогайте ничего, пока не догорит! Получится довольно фантастическая фигура в которой вам предстоит узнать свое будущее. Если вы не хотите ничего поджигать, скомкайте бумагу и поместите получившейся комок между свечей (или лампой) и стеной, как в теневом театре. Трактовать следует получившееся на стене-экране изображение. Принимайте все версии, а потом выберете ту, какая покажется наиболее удачной.

    Подблюдное святочное гадание.

    Подблюдные песни и связанные с ними гадания – очень старый фольклорный слой. В повторяющихся рефренах песен сохранились отголоски древней языческой культуры. Например, часто звучит имя богини Лады. Подблюдные гадания – это гадание-жеребьевка. Оно заключалось в следующем. Все присутствующие снимали с себя какое-нибудь украшение или другую личную вещь, игрушку. Все это складывалось в блюдо и накрывалось платком. Дальше пелась подблюдная песня. На каждый куплет песни вытаскивали одну вещь. Доставали предмет не глядя, через платок. Считали, что то, о чем пелось в песне, будет «судьбой» хозяина вещи на следующий год. Песни символичны. О том что означает каждый образ нужно было знать. Так «кошурка» (кошка) – к близкому замужеству, золотые горы – к достатку, крест – к смерти.

    На детском празднике (как, впрочем, и на взрослом) вряд ли будет уместно петь настоящие подблюдные песни с предсказанием смерти или несчастья. Пусть все жребии в ваших гаданиях-жеребьевках будут счастливыми! Ну, а чтобы сохранить фольклорный дух, используйте рефрен. Вот как может выглядеть такая песня:

    Припев-рефрен: Ой, слава, слава, ладо моё!

    Кому вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется!

    Будешь спорт любить, все рекорды бить!

    (далее на каждую строчку вытаскивается предмет-жребий)

    На хоккейном поле!

    В дворовом футболе!

    В плаванье синхронном!

    На склоне горном!

    В шахматы играть!

    Припев-рефрен: Ой, слава, слава, ладо моё!

    Кому вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется!

    Будешь ты народ веселить весь год!

    (далее на каждую строчку вытаскивается предмет-жребий)

    На гуслях играть!

    В балете танцевать!

    Припев-рефрен: Ой, слава, слава, ладо моё!

    Кому вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется!

    Будешь ты учен, знанием силен!

    (далее на каждую строчку вытаскивается предмет-жребий)

    В иностранных языках!

    В компьютерных кодах!

    В родной литературе!

    В физической культуре!

    Припев-рефрен: Ой, слава, слава, ладо моё!

    Кому вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется!

    Текст несложно придумать свой, подходящий именно для вашего случая.

    Таким образом, вы вытащите шестнадцать жребиев. Если людей больше – смело тащите не по одному, а по два, а то и три предмета сразу.Если же фольклорная составляющая праздника для вас не очень важна, то вам подойдут современные шуточные гадания.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector